Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 443091, Самара, пр-т К.Маркса 448А
  • +7 (846) 956-06-01
  • adoption@samtel.ru

Отчет учреждения

Информация о Государственном казённом учреждении Самарской области «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»


Информация о Государственном казённом учреждении Самарской   области «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

ГКУ СО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (далее – Учреждение) является подведомственным учреждением департамента по вопросам семьи и детства министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области. Учреждение развернуто на 51 место и предназначено для временного (до разрешения трудной жизненной ситуации и оптимального жизнеустройства) размещения детей, в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, оставшихся без попечения родителей, или оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее – дети). За время пребывания в Учреждении дети обследуются, при необходимости проходят лечение, определяется их юридический статус, после чего н\летние передаются на воспитание в семьи (биологические или замещающие) или переводятся в детские организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными задачами учреждения являются:

- обеспечение круглосуточного пребывания детей и предоставление необходимого им комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, срочных социальных услуг), защита их законных прав и законных интересов, а также оказание содействия в их дальнейшем устройстве;

 - осуществление организационно-технического и методического сопровождения ведения  регионального банка данных о детях Самарской области, оставшихся без попечения родителей;

- организация работы по усыновлению гражданами детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществление психолого-педагогической, медицинской и правовой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних либо принять ребенка в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Дети пребывают в учреждении в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил и норм, норм пожарной безопасности в группах, сформированных с учётом родственных связей между воспитанниками.

Лечебно-профилактическая работа с детьми, находящимися в учреждении, включает следующие разделы:

Организация реабилитации детей (своевременное выявление и специализированная коррекция патологических состояний, диагностика основных заболеваний или синдромов и их лечение, включая медикаментозную терапию, физиотерапию, механотерапию, ЛФК и массаж, музыкальные занятия, занятия с психологом), санация хронических очагов инфекции.

Осуществление контроля за развитием детей, их адаптацией с учетом анатомофизиологических особенностей, состояния здоровья и возраста ребенка, генетического фона и наследственности.

Осуществление контроля за организацией питания детей с учетом выполнения натуральных норм по основным ингредиентам (особое внимание уделяется вскармливанию детей первого года жизни).

Проведение профилактических мероприятий по предупреждению простудных заболеваний, закаливающих процедур, профилактических прививок детям.

Подготовка соответствующей документации на детей, подлежащих освидетельствованию независимой медицинской экспертной комиссией, областной медико-психолого-педагогической комиссией, проведение психолого-социально-медико-педагогических советов, контролирующих эффективность реабилитации детей за время их нахождения в учреждении.

Обеспечение условий для проведения диспансеризации в соответствии с требованиями законодательства и организация, на основании сведений о результатах диспансеризации, выполнения индивидуальной программы профилактических мероприятий детям, в период их нахождения  в учреждении.

В учреждении осуществляется воспитательная работа с детьми.

С детьми, поступающими из неблагополучных семей, проводится коррекционная работа с учетом индивидуальных особенностей  возраста на основе данных диагностики нервно-психического развития ребенка.

Основополагающими документами в работе с детьми является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; «Оздоровительная воспитательная работа в доме ребенка» под редакцией Э.Л. Фрухт (для детей раннего возраста).

Программа предусматривает следующие направления работы с детьми: физическое развитие, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое.

В рамках эстетической реабилитации в течение всего года проводятся для детей «эстетические среды», которые готовятся музыкальным руководителем вместе с воспитателями.

Проводятся праздники: «Рождество», «Зимний спортивный», «Весеннее развлечение», «Праздник Пасхи», «День защиты детей», «Летний спортивный», «Праздник осени», «Новый год».

Кроме выше перечисленных праздников отмечаются дни рождения детей, осуществляется показ кукольных театров по сказкам, проводятся спортивные соревнования, конкурсы рисунков на асфальте, вечера загадок и отгадок и др. Проводятся выставки детских рисунков, а также поделок из природного и бросового материала.

Вся работа по эстетическому воспитанию направлена на создание положительного эмоционального состояния у детей, которое помогает позитивному   развитию ребенка, обогащению его духовного мира, развитию воображения, чувств.

В программе умственной реабилитации воспитателями ежедневно проводятся групповые и индивидуальные занятия: по развитию речи и знакомству с окружающим, по развитию элементарных математических представлений, по конструированию, а также различные развивающие и дидактические игры. В каждом возрасте у детей формируются способности сосредотачивать внимание  на предметах и явлениях окружающей действительности, выделять в предметах определенные свойства, сравнивать и группировать их.

Большое значение для развития речи всех возрастов детей придается ознакомлению с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное воспитателем произведение, выразительно читать стихотворения. В процессе чтения художественной литературы осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости, интерес к книге.

Занятия по развитию элементарных математических представлений направлены на развитие логического мышления. С детьми проводятся занятия по ознакомлению с количеством и счетом, величиной, геометрическими формами, ориентировкой в пространстве и во времени.

В процессе занятий конструированием дети не только овладевают навыками работы с игровым строительным материалом, а старший возраст - с бумагой, природным материалом, но и знакомятся со свойствами различных материалов, инструментами, которые используются для работы. Важно также и то, что дети чувствуют, что изготавливают полезные и нужные вещи: игрушки, сувениры, подарки малышам.

Задачи нравственной реабилитации проходят через все разделы программы. Через совместные   игры и занятия у детей развиваются социальные чувства, коллективные взаимоотношения.

Решение задач трудовой реабилитации предусмотрено двумя путями - это ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности. Ежедневно обучаем детей навыкам самообслуживания, хозяйственно-бытовому труду, труду в природе. Регулярное участие в трудовой деятельности обеспечивает общее развитие детей, придает им уверенность в своих силах. У детей развивается наблюдательность, воспитывается  ответственность, трудолюбие.

В рамках физкультурно-оздоровительной работы ежедневно с детьми проводится утренняя гигиеническая гимнастика, три раза в неделю физкультурные занятия, прогулки два раза в день. Проводится закаливание Рижским методом (со старшими детьми). На прогулках обязательно проводятся подвижные игры.

Во всех группах большое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

Ежедневно со всеми детьми проводятся специальные занятия. При планировании работы с ребенком учитывается уровень развития. Поэтому при поступлении ребенка ведется работа по выявлению его уровня развития. На основе данных нервно-психического развития составляется индивидуальный план на каждого воспитанника.

С помощью занятий у ребенка формируются те умения, которыми он не может овладеть самостоятельно. Занятия проводятся по программе и определенной методике.

Средняя наполняемость учреждения детьми в 2015 году составила 24 ребёнка; количество обслуженных в 2015 году детей составило 97. В учреждении функционируют 3 группы с возрастным составом детей от 6 мес. до 7 лет.

Численность сотрудников составляет 82, укомплектованность учреждения кадрами – 70,4 %, занятость – 100 %.

Сотрудники учреждения повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, специализациях. В 2015 году повысили свою квалификацию  22 человека, из них:   педагогов - 2; медсестер – 1;  специалистов по социальной работе -1, врачей-педиатров  – 1.

Имеют квалификационную категорию 39 человек, что составляет 47,6%.

Структура учреждения: административный аппарат, хозяйственный отдел, социально-правовой отдел, стационарное отделение.

Непосредственно социальные услуги детям в учреждении оказывают следующие специалисты: врачи-педиатры, психиатр, невролог, медицинские сёстры палатные, воспитатели, логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, специалист по социальной работе, юрисконсульт, санитарка.

Оказание социальных услуг гражданам, обратившимся в учреждение по вопросам усыновления детей, подбора детей для образования приёмной семьи или по подготовке граждан, желающих принять в свою семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют: специалисты по социальной работе, юрисконсульт, заместитель директора по вопросам реабилитации детей, старший воспитатель, педагог-психолог.

Детям в учреждении оказывается комплекс социальных услуг в стационарных условиях: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, а также – срочные социальные услуги. Указанные услуги оказываются в соответствии с индивидуальной  программой получателя социальных услуг или в порядке оказания срочных услуг.

Учреждение осуществляя свою деятельность взаимодействует с министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области, Министерством образования и науки Российской Федерации, органами опеки и попечительства Самарской области, ГБУ СО «Областной центр диагностики и консультирования», ГКУ СО ОСП «Надежда»,  ГБУ СО «Областной центр помощи семье и детям», Самарским областным судом, Прокуратурой Самарской области, Областным архивом ЗАГС, прокуратурой Кировского района г. Самары, городскими и районными судами Самарской области, управлениями социальной поддержки и защиты населения районов и городов Самарской области, информационным центром ГУ МВД России по Самарской области, РОВД, ОППН, ПВС, родильными домами и больницами, детскими поликлиниками, домами ребёнка, школами-интернатами, социально-реабилитационными центрами и приютами,  организациями для детей, оставшихся без попечения родителей, и другими учреждениями.

Кроме того, учреждение осуществляет взаимодействие с гражданами, являющимися законными представителями или родственниками детей, получателей социальных  услуг в учреждении, гражданами, кандидатами в замещающие родители, желающими принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, обратившимися по вопросу подбора детей на усыновление или в приёмную семью, и гражданами, желающими стать кандидатами в замещающие родители, обратившимися в учреждение с целью подготовки их для принятия детей в замещающие семьи.

В течение 2015 года из 77 детей, выбывших из учреждения 37 (48 %) возвращены законным представителям (родителям) на воспитание, 17 (22 %) переданы на воспитание в замещающие семьи граждан.