Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 443091, Самара, пр-т К.Маркса 448А
  • +7 (846) 956-06-01
  • adoption@samtel.ru

Усыновление

1. Граждане, желающие усыновить ребенка, обращаются в ГКУСО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на приём к специалисту по социальной работе, которая занимается вопросами усыновления, имея при себе паспорта и свидетельство о браке. Кандидат в усыновители, не состоящий ранее в браке, кроме паспорта, предоставляет ещё и свидетельство о рождении.

2. Специалист, осуществляющий приём, проверяет представленные гражданами документы и проводит обзорную беседу, касающуюся вопроса усыновления, в результате которой выясняет жилищные условия, состояние здоровья, среднемесячный доход и состав семьи, наличие/отсутствие судимости, есть ли свои дети, мотивы усыновления.

Статьей 127 Семейного кодекса РФ определены критерии граждан, которые могут усыновить ребенка.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка;
  • лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества.
  • лиц, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка.
  • лиц, не прошедших подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
  • лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью:

  • Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.
  • Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
  • Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.
  • Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.
  • Наркомания, токсикомания, алкоголизм.
  • Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

3. Если из беседы выясняется, что граждане имеют противопоказания для усыновления ребенка, то специалист устно, сославшись на Семейный кодекс РФ и другие нормативные документы, сообщает гражданам, что они не могут быть усыновителями.

Если из беседы установлено, что граждане не имеют противопоказаний к усыновлению ребенка, то специалист информирует граждан о Программе и Порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и об организациях, осуществляющих такую подготовку.

(40 мин - 1 час)

Лицо, желающее принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и пройти соответствующую подготовку в ГКУ СО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» обращается в Учреждение с заявлением о зачислении на курсы подготовки по форме, утвержденной приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 21.12.2012 г. № 741 «Об утверждении Порядка и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется по очно-заочной форме на безвозмездной основе и рассчитана на 62 часа (из них: 15 часов – лекции, 45 часов – тренинги, 2 часа – индивидуальное консультирование).

По окончании прохождения курсов Подготовки лиц проводится итоговая аттестация в форме собеседования и гражданам, прошедшим курсы и аттестацию, выдаётся Свидетельство о прохождении подготовки.

Граждане для получения заключения о возможности быть усыновителем или опекуном (попечителем) предоставляют в органы опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

  • краткая автобиография;
  • справка с места работы и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);
  • копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  • справка органов внутренних дел о наличии/отсутствии судимости;
  • медицинское заключение медицинской организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  • копия свидетельства о браке (если состоят в браке);
  • копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка;
  • копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

(в целях подготовки заключения о возможности граждан быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления вышеуказанных документов, производит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяет отсутствие установленных Семейным кодексом РФ обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни  лиц, желающих усыновить ребенка. Заключение о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания).

Перечень документов, которые предоставляют граждане, желающие усыновить ребенка, определён п.6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 №275.

(от 20 дней до 2 месяцев)

4. Граждане предоставляют специалисту документы, необходимые для постановки их на учёт в качестве усыновителей. Специалист проверяет наличие документов и их соответствие установленным требованиям. Если имеются все документы и соответствуют требованиям, то граждане заполняют заявления о постановке их на учёт и ознакомлении с находящимися в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведениями о детях, соответствующих их пожеланиям. Также они заполняют анкеты граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, в которых указывают пол, возраст, состояние здоровья, иные пожелания относительно ребенка, которого желают усыновить.

Документирование информации о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью осуществляется в соответствии со ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 16.04.2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

(1,5-2,5 часа)

5. Специалист по социальной работе представляет на рассмотрение психолого-медико-педагогической комиссии ГКУ СО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» документы граждан для постановки их на учёт. В случае принятия комиссией положительного решения, данные граждане считаются поставленными на учёт.

(в 10-дневный срок со дня получения документов
и заявления рассматривает их по существу)

6. После постановки на учёт граждан в качестве кандидатов в усыновители, специалист, уполномоченный решать технические вопросы по реализации функции регионального оператора государственного банка данных о детях, предоставляет им информацию о детях, находящуюся в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, согласно пожеланиям граждан по полу и возрасту ребенка.

Просмотр базы данных о детях осуществляется через анкету граждан, кандидатов в усыновители, и именно тех анкет детей, пол и возраст которых указан данными гражданами.

В соответствии со ст.8 ФЗ-44 от 16.04.2001 г. информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, (анкета ребенка и анкета гражданина соответственно) относится к конфиденциальной информации.

В соответствии со ст.11 ФЗ-44 от 16.04.2001 г. доступ граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при условии документирования информации о таких гражданах в порядке, установленном ст. 7 ФЗ-44 от 16.04.2001 г.

Доступ указанных граждан к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с учётом возможных форм устройства детей на воспитание в семьи.

(1,5 - 2 часа)

7. В случае отсутствия в РБД сведений о ребенке, отвечающем пожеланиям данных граждан, специалист, уполномоченный решать технические вопросы по реализации функции регионального оператора, продолжает поиск ребенка, отвечающего заявленным требованиям.

В соответствии со ст.12 ФЗ-44 от 16.04.2001 г., регламентирующей порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения, если в региональном банке данных о детях отсутствует запрашиваемая гражданином информация, то на основании письменного заявления данного гражданина продолжается поиск ребенка, которого граждане желали бы принять на воспитание в свою семью, или прекращается учёт сведений о таком гражданине в банке данных о детях.

Уведомление гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о результатах поиска указанного ребенка проводится специалистом, уполномоченным решать технические вопросы по реализации функции регионального оператора в каждом случае поступления новых сведений о детях, оставшихся без попечения, но не реже одного раза в месяц.

В случае выбора ребенка из регионального банка данных граждане оформляют заявление об ознакомлении со сведениями о ребенке, подлежащем устройству в семью на воспитание и просьбой выдать направление на посещение выбранного ребенка. На основании этого заявления региональным оператором выдается направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей.

(30 - 40 минут)

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" направление на посещение ребенка действительно в течение 10 рабочих дней с даты его выдачи.

8. Кандидаты в усыновители посещают ребенка и на основании личного общения с ним и подробным знакомством с правоустанавливающими документами, медицинским заключением о состоянии здоровья ребёнка и заключением психолого-медико-педагогической комиссии принимают решение по результатам посещения: согласие или отказ от усыновления.

(Временные затраты на посещение ребенка в зависимости
от места его нахождения в учреждении составляют от 2 до 8 часов).

  • 8.1. В случае отказа от усыновления кандидаты в усыновители в ГКУ СО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» оформляют соответствующее заявление с указанием причин отказа и просят продолжить им подбор ребенка, который в дальнейшем осуществляет специалист по социальной работе.

(30-40 минут (оформление заявления))

  • 8.2. В случае принятия положительного решения по результатам посещения ребенка кандидаты в усыновители привозят документы в ГКУ СО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», оформляют соответствующее заявление о принятом ими решении, и готовят заявление в суд об установлении усыновления выбранного ими ребенка. В данном заявлении (примерный образец которого разработан ГКУ СО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», с учётом требований судов) кандидаты в усыновители указывают анкетные данные о себе, где и кем работают, в каких условиях проживают, что они лично общались с ребенком, ознакомлены с правовыми последствиями усыновления и со всеми сведениями о ребенке и готовы его усыновить, а также просят суд изменить в отношении усыновляемого (удочеряемой) фамилию, имя, отчество, если необходимо – дату рождения, у ребенка до 1 года её можно изменить не более чем на 3 месяца, сделав ребенка старше или младше, а также – изменить место рождения и просят суд записать усыновителей в актовой записи о рождении ребенка родителями усыновляемого.

ст. 134 СК РФ (Имя, отчество и фамилия усыновлённого ребёнка),

ст. 135 СК РФ (Изменение даты и места рождения усыновлённого ребёнка),

ст. 136 СК РФ (Запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка).

(2,5–4 часа)

9. Специалист по социальной работе формирует дело усыновителей, администрация ГКУ СО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» совместно с органами опеки и попечительства по месту нахождения ребенка готовят и подписывают заключение об обоснованности усыновления и его соответствия интересам усыновляемого ребенка.

После подготовки и подписания всех необходимых документов кандидаты в усыновители лично подают заявление об усыновлении в федеральный суд, по месту нахождения ребенка.

(1-3           дня)

10. Суд назначает дату и время рассмотрения дела.

(до 5 дней)

11. Рассматривается дело в закрытом судебном заседании судьёй по гражданским делам с участием прокурора, заявителей – кандидатов в усыновители, представителя органа опеки по месту нахождения ребенка в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, и представителя ГКУ СО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

(1-2 часа)

Ст. 137 СК РФ определены правовые последствия усыновления ребенка.

Ст. 138 СК РФ регламентирует сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей.

В соответствии со ст. 139 Семейного кодекса:

  • Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомлённые об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.
  • Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (ст. 155 УК РФ).

12. Решение суда об установлении усыновления вступает в законную силу через 10 дней, на основании которого усыновители:

  • принимают ребенка в свою семью на воспитание и, став родителями усыновлённого ребенка, несут полную ответственность за содержание, воспитание, развитие, а также – за его жизнь и здоровье;

(в течение 1 дня с момента получения
решения суда об установлении усыновления)

  • на основании решения суда об усыновлении, свидетельства о рождении, имеющегося у ребенка до усыновления, паспортов и свидетельства о браке усыновителей в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу регистрируют в органах ЗАГС факт усыновления, получают свидетельство об усыновлении (удочерении), а также - новое свидетельство о рождении ребенка, в котором они указываются родителями усыновленного.

(2-4 часа)

13. В течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка усыновители имеют право на получение единовременных денежных выплат из регионального и федерального бюджетов, предусмотренных в связи с усыновлением. (С нормативной базой по социальным гарантиям (поддержке) можно ознакомится в разделе "Социальные выплаты").

Для этого они в ГКУСО «Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» оформляют заявления с просьбой о выплате единовременных пособий и прилагают копии следующих документов: решения суда об усыновлении, банковские реквизиты счета одного из усыновителей.

(1-1,5 часа)

Получение государственных услуг «Назначение и выплата за счёт средств областного бюджета единовременного пособия при передаче ребёнка на усыновление» и «Назначение и выплата из федерального бюджета единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишённых родительского попечения, в семью» возможно с помощью региональной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг  Самарской области» (https://pgu.samregion.ru).

14. После усыновления органы опеки и попечительства по месту проживания усыновителей с усыновлённым ребенком осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания ребёнка в семье усыновителей и составляют письменный отчёт об этом.

Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновлённого осуществляется ежегодно, в течение 3 лет после установления усыновления и проводится с сохранением тайны усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителей.

(В соответствии с Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. №27).